Для того чтобы ребёнок не утратил летом навык речи , полученный на занятиях, мы рекомендуем:
1. Продумайте , где будет отдыхать ваш ребёнок. Хорошо, если его отдых пройдёт в кругу близких, в привычных климатических условиях. Если же вы собираетесь куда-либо поехать , планируйте поездку не менее чем на 3-4 недели, чтобы смена климата и связанная с этим адаптация проходили безболезненно.
2. Во время летнего отдыха соблюдайте режим дня.
3. Соблюдайте режим питания. (Исключите из рациона питания продукты, которые могут вызвать возбуждение нервной системы ребёнка).
4. В середине дня обязательно организуйте отдых ребёнка- сон, спокойные игры, чтение книги, слушание музыки, аудиосказок, просмотр диафильмов.
5. Старайтесь летом регулярно повторять задания, которые выполняли в течение года.
6. Не перегружайте ребёнка яркими впечатлениями, сложной для его возраста информацией.
7. Соблюдайте назначения врача.
8. При возникновении симптомов заикания, организуйте на несколько дней режим молчания, уменьшите речевую нагрузку, разговаривайте шёпотом, дайте ребёнку успокаивающие средства, которые назначил врач.
Во время летнего отдыха рекомендуется:
• Тренировать силу и длительность выдоха (пускать мыльные пузыри, надувать шарики, играть на музыкальных игрушках:дудках,губных гармошках, флейтах), дуть на детские флюгера).
• Развивать мелкую и общую моторику
-учите шнуровать обувь, завязывать шнурки
-собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины
-выкладывайте рисуноки из камней, шишек, спичек, крупы
-играйте с глиной, мокрым песком
-играйте с мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
-учите детей кататься на роликах, велосипеде, самокате
-рисуйте мелом на асфальте
А также:
• Кидать камешки в реку и соревноваться , чей «лягушонок» пропрыгает дальше.
• Наблюдать за звёздным небом.
• Любоваться закатом.
• Встать рано утром и проийтись по росе.
• Гулять по вечернему городу.
• Собирать ягоды, грибы.
• Устроить летнюю семейную фотосессию.
• Сплести цветочный венок.
• Проводить опыты и эксперименты.
• Испечь в костре картошку.
• Пускать бумажные кораблики и самолётики.
• Играть в классики.
• Вместе испечь печенье.
• Придумать сказку.
• Сделать теневой театр.
• Всей семьёй собрать большой пазл.
• Научиться играть в шахматы или шашаки.
• Учить стихи.
• Ловить рыбу.
• Ходить босиком.
• Сделать книгу о своём летнем отдыхе.
В дождливые дни можно:
-собирать мозаики,конструкторы, кубики, пазлы
-перебирать крупы
-играть с пальчиками (рисовать пальчиками)
-раскрашивать раскраски цветными карандашами
-рисовать красками
-складывать оригами, делать аппликации
-вышивать (крупным крестиком)
-завинчивать гайки (игрушечные и настоящие)
-лепить из теста, пластилина
-читать книги, журналы
-слушать классическую спокойную музыку
-слушать детское радио
Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами .Этому будут способствовать :
-летние путешествия, новые впечатления от поездок, походы в лес
- познавательные экскурсии
Продолжайте вместе с ребенком :
-читать художественные произведения, сказки
-пересказывайте короткие рассказы, сказки, истории
-описывайте предметы (название предмета, цвет, форма, значение…)
-загадывайте друг другу описательные загадки о предметах
-отгадывайте загадки
-учите стихи
-в вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это поможет развить память, речь и сплотить Вас с ребенком)
Лучше исключить:
-просмотр боевиков, западных мультфильмов с насилием и жестокостью
-покупку игрушек, раскрасок с изображением агрессивных героев, монстров
Подобное не несет в себе обучающего и развивающего эффекта. Зато очень хорошо провоцирует у ребенка агрессию, которую они могут перенести в свои игры.
Игры на отдыхе:
• «Что из чего?»
Назови как можно больше предметов , сделанных из указанного материала.
Например: мясо- мясной фарш, мясной бульон, мясная котлета…
(дерево, стекло, металл, пластмасса, бумага…)
• «Пятерочка»
Назови пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай(или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты- Кефир раз, масло два, ряженка три, йогурт четыре,сметана пять (фрукты, овощи, животные, рыбы.. .).
• «Пять действий»
Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: шоколад- его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга…
(книга, лимон, карандаш, цветок…)
• «Кто больше?»
Подбери как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос ы какой?какая?какое?какие?.
Например: трава (какая?)-высокая, болотная, мягкая, зеленая, изумрудная, густая, шелковистая…
• «Мир животных»
Назови животных, у которых есть указанная часть тела.
Например: Рога есть у … оленя, лося, коровы…
(лапы есть у…, копыта у…, когти у …, чешуя у…, перья у…,клыки у…)
• «Три части»
Назови по три части указанных предметов.
Например: Я знаю три части машины-кабина, капот, руль…
(3 части дома, шкафа, велосипеда, корабля, стула…)
• «Звуковая цепочка»
Придумай слово на последний звук.
Например: слон-нос-сок-капуста-Африка….
• «Один- много»
Например: Утюг-утюги-много утюгов.
• «Преврати слог в слово»
Например: ва- вата, Ваня, ворона, ворота…
• «Придумай слово на заданный звук»
Например: Мь- миска, медаль, метеор.., к-кот, крот, карандаш… .
• «Назови ласково»
Например: лодка- лодочка, кольцо-колечко, жук-жучок….
• «Слова -перевертыши»
Распутай и назови слово.
Например: кошолад- шоколад, мосалет- самолет, гебемот-бгемот…
• «Скажи наоборот» (работа с антонимами).
Например: жарко-холодно, мокрый-ухой, включть-выключить, жидкий-густой, пустой-полный, широкий-узкий….
Контролируйте собственную речь и речь детей! Соблюдайте правила речи!
Речь на плавном выдохе!
Следим за мягкой голосоподачей!
Приятного Вам летнего отдыха !!!